ТОП-10 экспонатов Шанхайского музея автоистории

ТОП-10 экспонатов Шанхайского музея автоистории

Шанхай – самый прогрессивный и европейский по духу город Китая. Поэтому немудрено, что здесь не только проходит одна из важнейших мировых автовыставок, но и существует богатейший музей автомобильной истории, не уступающий лучшим западным коллекциям.

Китайцам свойственен размах во всем, за что они принимаются, если даже не сказать – гигантомания. Шанхайский музей автоистории не стал исключением: одно только его здание впечатляет масштабами. Это громаднейший комплекс из трех этажей, каждый из которых равен по площади киевскому Дворцу спорта. И посмотреть здесь есть на что: шанхайское собрание шедевров автопрома можно без преувеличения назвать одним из лучших автомобильных музеев в мире.

Здесь представлены легендарные авто со всех континентов и из всех эпох – начиная от самого зарождения автопромышленности в конце XIX века. Все экспонаты очень грамотно отреставрированы, находятся в прекрасном состоянии и отлично преподнесены зрителю: их удобно рассматривать и фотографировать, а каждый стенд снабжен достаточно подробной информацией на китайском и английском языках.

Кроме того, музей способен порадовать своих посетителей обширнейшей коллекцией автозаправочных колонок всех времен, подборкой масштабных моделей автомобилей и собранием самых разных культурных артефактов прошлых лет – от миксеров и фотоаппаратов до детских автомобильчиков.

В общем, всем влюбленным в технику он гарантирует долгое и восторженное созерцание своих экспозиции. А из его многообразия мы с большим трудом смогли отобрать десять самых интересных экспонатов.

1. OLDSMOBILE CURVED DASH

Музей очень богат на самые-самые первые самобеглые колесницы в истории человечества – пожалуй, в Шанхае сумели собрать почти все примечательные модели. Одна из таковых – Oldsmobile Curved Dash ("изогнутый щиток"), первый серийный автомобиль в мире и в США.

Забавный аппарат с открытым двухместным кузовом, похожий на дрожки извозчика, выпускался с 1901 по 1907 годы – общий тираж модели составил около 19 тысяч экземпляров, что вовсе немало по тем временам.

Посредине автомобиля, под сиденьем, уместился двигатель – одноцилиндровый четырехсильный. Занятно, что коробка передач была полуавтоматической, с двумя передними передачами и одной задней.

2. FORD A

Как известно, Генри Форд первым запустил конвейерное производство автомобилей. Первенцем легендарного концерна стала модель Т, а в 1927 году ее сменил Ford A, разработанный Эдселом Фордом, сыном основателя марки. Автомобиль выпускался в течение четырех лет в самых разнообразных кузовах – наиболее массовым было двухдверное купе, которое и представлено в музее.

Устаревающую модель Ford выгодно сбыл в СССР, передав по лицензионному договору ее производство на только что построенный Нижегородский автозавод – нам "обрусевшая" машина хорошо знакома как ГАЗ-А. Автомобиль оснащался 3,3-литровым 40-сильным мотором и трехступенчатой коробкой передач.

3. CHRYSLERTOWN& COUNTRY

В линейке американского автопрома обращает на себя внимание занятный кабриолет с частично деревянным кузовом. Это модель выпуска 1948 года – послевоенной поры, когда еще недостаточно было качественного стального проката, и кузовные элементы многих моделей приходилось делать из дерева.

Chrysler запатентовал название Town & Country в 1941 году, однако к началу второй мировой успел сделать лишь около тысячи автомобилей. В 1946-м полномасштабное производство возобновилось – под этим названием появилось целое семейство, включавшее в себя универсал, седан, кабриолет и купе.

Два последних варианта, конечно, были самыми экстравагантными, однако наиболее популярным стал практичный универсал – тем более что, с учетом названия, автомобиль адресовался жителям пригородов и фермерам.

4. BUICK SPECIAL

О, эта божественная американская автомобильная мода 50-х – неимоверной длины ракетоподобные кузова, обилие хрома, вычурное панорманое остекление!.. Мимо таких авто невозможно пройти без восхищения и замирания сердца.

Даже сейчас этот Buick Special сражает наповал, а уж какой фурор он произвел на рынке при своем появлении в 1958 году, нетрудно представить. Автомобиль выпускался в виде традиционного седана и эффектного кабриолета, под громадным капотом – соответсвующего размера мотор: V-образная "восьмерка".

5. CHEVROLET CORVETTE

При всей легендарности этого громкого имени, нынче уже не каждый вспомнит облик первой модели, с которой началось это семейство в 1954 году. А история появления этой машины любопытна.

Американские солдаты, воевавшие в Европе, прониклись любовью к местным компактным, но динамичным автомобилям, которые выгодно отличались своей маневренностью и живостью характера от новосветских дредноутов.

Несмотря на то, что автопром США упорно продолжал идти своим путем, байки о европейских "зажигалках" все еще были на устах, и примечательный дизайнер компании Chevrolet Харли Ёрл решился на эксперимент, создав броский концепт небольшого двухместного купе.

Пуск в серию не заставил себя долго ждать и скоро оправдался грандиозными успехами машины не только на рынке, но и на многочисленных спортивных соревнованиях.

6. ГАЗ-М21

Нашим соотечественникам особенно приятно повстречать в шанхайской экспозиции знакомую и любимую с детства "Волгу" ГАЗ-М21. Помимо всенародного признания в СССР, "Волга" с огромным успехом шла на экспорт, особенно в Западную Европу и даже в Англию, для которой специально была выпущена праворульная версия.

Братский коммунистический Китай принял решение закупать "волги" для обслуживания высших членов партии, а вскоре по лицензии горьковского завода начал производство немного измененного автомобиля.

В экспозиции музея – "Волга" третьей серии (выпуска после 1962 года) в полном экспортном пакете хромированной отделки. Машина находится в великолепном состоянии и грамотно восстановлена – если не считать колесных дисков неподобающе ярко-желтого цвета и непрозрачного козырька спидометра.

7. OPEL REKORD

"Волга", только уже следующего поколения, припомнится и при взгляде на третье поколение Opel Rekord, производство которого стартовало в 1963 году. Притом что это была полностью европейская модель, ее дизайн разработали с оглядкой на американские детища General Motors, и прежде всего – Chevrolet Chevy II. В линейке были двух- и четырехдверные седаны, купе, а также двухдверные универсал и фургон.

8. NSU SPORT PRINZ

Вне сомнений, один из бриллиантов шанхайской коллекции – очень редкое компакт-купе NSU Sport Prinz. Этот небольшой симпатичный автомобиль – удачное сочетание итальянского дизайна студии Бертоне и немецких технологий (напомним, что в 1969 году марка NSU вошла в состав Audi).

В "корме" купе – двухцилиндровый моторчик воздушного охлаждения объемом всего0,6 л, однако он был способен разогнать легкую двухместную машину до120 км/ч. Автомобиль выпускался с 1959 по 1967 годы, общий тираж модели – всего чуть больше 20 тысяч, из которых до нынешних дней дошли единицы.

9. TOYOTA COROLLA

Первое поколение знаменитой Corolla шагнуло на конвейер в 1966 году – и вот уже почти полвека это имя стабильно занимает верхние строчки в списке наиболее популярных автомобилей компакт-класса. Скромная родоначальница семейства, красующаяся на шанхайском стенде, по размерам уступает современной Toyota Yaris.

Поначалу, до 1968 года, модель продавалась только в Японии, а затем компания отважилась представить ее на других рынках – и снискала один из самых завидных успехов в истории автопромышленности. У самой первой Corolla – еще задний привод и продольное расположение мотора, а передний привод появился на этом семействе лишь в 1984 году.

10. MAZDA COSMO L10A

Инженеры Mazda еще в 1961 году начали экспериментировать с роторно-поршневыми двигателями конструкции Ванкеля (и, к слову, поставили крест на этой теме лишь недавно).

Эти моторы по сравнению с традиционными поршневыми впечатляли компактными размерами, небольшой массой и высокой отдачей мощности и крутящего момента, что делало их особенно привлекательными для спортивных автомобилей. Купе Cosmo L10A, шагнувшее в производство в 1967 году, стало первым в мире серийным авто с двигателем такой конструкции.

Чтобы продемонстрировать характеристики мотора и, в особенности, его надежность, Mazda осмелилась отправить два автомобиля на 84-часовой марафон в Нюрбургринге – изматывающую гонку одна из машин выдержала с честью и пришла к финишу четвертой. Следующее поколение Cosmo получило хорошо знакомое имя RX-5.

Юрий ВЕРХОВЦЕВ

Следующая публикация