Достигли дна. Что будет с украинским автопромом и почему все так бесперспективно

Украинский автопром переживает глубокий кризис, констатируют представители отрасли. В качестве примера они приводят печальную статистику.

По состоянию на 2017 год доля производимых авто в Украине составляет 7% рынка, против 42% в 2008 году. Отмечается, что в 2008 году машины украинского производства выпускали в шесть раз больше, чем сейчас. Так, в 2017 году в Украине в целом произвели 7296 автомобилей. Хотя представители "Укравтопром" заявляют, что отрасль может выпускать около 400 тыс. машин в год.

Так, если продажа новых авто в 2008 году составляла 623 252 единицы, то в 2017 году она уменьшилась в 7 раз и составляет всего 82 330 автомобиля. Был приведен простой пример завода "ЗАЗ", который в 2008 году продал более 72 000 машин, а сейчас – только 71 единицу, что в 1 000 раз меньше, чем 9 лет назад.

В то же время, по данным "Укравтопрома", импорт подержанных машин в 2017 году стал в 14 раз больше, чем в 2008. Наименьшее количество зарегистрированных автомобилей разряда "секонд-хенд" зафиксировано в 2009 году, тогда импортировали только 1,7 тыс. штук. В 2015 году в Украину завезли 24,2 тыс. машин, а в 2017 импорт авто достиг рекордного количества - 59,0 тыс. единиц. И это, не считая так называемых авто на евробляхах, которых насчитали от 300 тыс. до 600 тыс. машин.

Провалы в автопроме бьют по рядовым украинцам. В 2017 году в автопроме было занято 1370 рабочих мест, что составляет 6% от показателей 2008 года, когда отрасль могла похвастаться 22464 работниками. По словам представителей машиностроения, это также является фактором того, что рабочая сила уезжает работать за границу.

Все эти проблемы отражаются на экономике Украины. По данным автомобилестроителей, объем уплаченных налогов сократился в десятки раз. Так, в 2014 году зафиксировано наименьшую сумму уплаченных налоговых отчислений в бюджет – $ 14,4 млн. И, хотя в 2017 году размер налогов увеличился вдвое – $ 27, 8 млн., такой рост все равно не достиг докризисного уровня 2008 года – $ 817, 45 млн.

Оценка участников конференции

Представители отрасли отмечают важность восстановления украинского автопрома.

"Мы, по сути, разрушили тот вектор, который в ведущих государствах является основным. Ликвидировали систему управления процессами в секторе промышленности", – жалуется председатель Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. По его словам, в Беларуси уже приняли решение об ограничении ввоза автомобилей из Украины. Узбекистан, который ранее отставал от Украины, постоянно участвует и выигрывает в ряде украинских тендеров, а Россия до сих пор продает свои автобусы в нашей стране. При этом украинцы активнее пересаживаются на подержанные машины.

В свою очередь председатель "Богдан Моторс" Виталий Старосуд уверен в том, что украинские производители способны самостоятельно собирать автомобили, а не закупать их за рубежом.

"По мнению нашей компании, на рынке госзакупок большой сегмент занимает приобретение легкового транспорта, автобусов, троллейбусов, спецтранспорта, где украинские предприятия могли бы сыграть большую роль в наполнении этого рынка", - сказал он.

Львовский чиновник Ростислав Замлинский предложил "легализовать" зарплаты, не платить их в конвертах, а также реформировать профессионально-техническое образование. По его словам, практика у студентов технических профессий должна происходить не по книжкам, а непосредственно на предприятии, которое в будущем обеспечит этих студентов рабочими местами.

Производители авто также сообщили, что в настоящее время стандарт "Евро-5" в Украине составляет 37%, когда у казахов - 43%. Обновление подвижного состава - катастрофическое. Они внесли предложение сделать налоговые льготы на НДС, чтобы заманить в Украину компании, которые выпускали бы машины стандарта 4-5 и выше. И отметили, что готовы сотрудничать с кем-либо, чтобы улучшить нынешнее становления машиностроения. "Мы готовы включиться в любую процедуру, разработку, забастовки, что хотите, потому что мы умираем".

Оставьте свой комментарий